Климат не купишь: чем закончилась первая неделя климатических переговоров

5 months ago 32

В залах заседаний климатической конференции ООН СОР28 сегодня тишина, четверг — выходной день. Затишье перед началом второй, еще более напряженной недели переговоров, сообщает бюллетень «Меньше двух градусов». 

Дубайский или эмиратский?

В первые дни климатического саммита было сделано так много деклараций и обещаний, что возникает вопрос: чем вообще занимаются эти делегаты? На самом деле переговоры только приближаются к кульминации – есть набор документов с десятками возможных вариантов решений, выбрать из которых придется один.

Договориться об устраивающем всех варианте непросто, но возможно. Яркое свидетельство этому – решение о создании на СОР28 Фонда потерь и ущерба. Горячо и драматично обсуждаемое многие годы направление климатических переговоров вышло на финишную прямую в Дубае – решение принято, делегациям удалось договориться о механизмах и большинстве деталей функционирования фонда.

Фактически определиться осталось только с названием, которое скорее всего будет связано со страной принимающей СОР28. Фонд могут назвать Дубайским или Эмиратским – страна-хозяйка вряд ли упустят возможность закрепить свое имя в очень важном для международной климатической политики событии. Тем более, что при посредничестве ОАЭ за первую неделю переговоров в фонд «положили» более $720 млн. 

Домашнее задание не выполнили

В первую неделю переговоров обсуждения в залах заседаний были сосредоточены на так называемом GlobalStocktake. Как сообщает секретариат РКИК ООН, «серия мероприятий высокого уровня на COP28 помогла продвинуть первое глобальное подведение итогов: на мероприятиях выступили в общей сложности 29 глав государств и правительств, 21 министр, 10 высокопоставленных чиновников, три организации системы ООН и восемь неправительственных организаций».

Хотя официальные отчеты озвучиваются с трибуны СОР28 именно сейчас, на самом деле домашнее задание по глобальному подведению итогов раздавалось давно. РКИК ООН за два месяца до СОР28 опубликовала отчет, в котором содержится вывод: мир не достигает  целей, закрепленных Парижским соглашением. «Тетради» климатических учеников  проверены, дневники «украшены» оценками: «отличниками» стали самые амбициозные, а «двоечники» отсиживаются в сторонке со старыми климатическими обязательствами.

Сейчас участники переговоров находятся внутри лихорадочного марафона по обсуждению проекта текста Глобального подведения итогов. Имеющийся на данный момент вариант представляет собой 24-страничный документ, состоящий из самых разнообразных альтернатив.

Ожидается, что документ зафиксирует, «что пошло не так» и даст рекомендации по устранению недостатков. Дорожная карта должна включать список пожеланий — начиная с сокращения выбросов и до адаптации сообществ к последствиям изменения климата и финансирования.

Энергетический пакет

Основной текст, обсуждаемый на СОР28, включает в себя «энергетический пакет» целей по поэтапному отказу от ископаемого топлива, утроению использования возобновляемых источников энергии и удвоению энергоэффективности.

В тексте — три варианта решения проблемы ископаемого топлива. В первом предлагается «упорядоченный и справедливый отказ». На языке ООН слово «справедливый» подразумевает, что более богатые страны с длительной историей использования ископаемого топлива начнут поэтапно отказываться от него и сделают это раньше, чем другие. 

В рамках второго предлагается «ускорить усилия по поэтапному отказу от ископаемого топлива». В третьем варианте вообще не будет упоминания о поэтапном отказе. Также в проекте текста есть формулировка, призывающая к более широкому использованию технологий улавливания углерода.

ЕС, США и малые островные государства, уязвимые к изменению климата, выступают за поэтапный отказ от ископаемого топлива. В первые дни переговоров более 100 европейских, африканских и островных государств подписали совместное заявление на эту тему.

Саудовская Аравия, Россия, Иран, а вместе с ними Турция не хотят соглашаться на отказ от ископаемого топлива. Их своими речами дипломатично поддерживает Президент СОР28 Султан Ахмед Аль-Джабер. На днях он заявил, что «нет научных данных», подтверждающих, что поэтапный отказ от ископаемого топлива является решающим шагом в смягчении последствий изменения климата. Мы тоже удивились.

Золушка у плиты

До сих пор ископаемое топливо занимало центральное место на СОР28. На заключительном пленарном заседании первой недели развивающиеся страны пожаловались, что из-за этого плохо продвигаются переговоры по адаптации.

В Дубае необходимо будет завершить переговоры по глобальной цели адаптации (которые были близки к провалу в преддверии CОР28) и увеличить финансирование на эти цели. 

Меры по адаптации к изменению климата называют «Золушкой изменения климата» — их игнорируют и недокармливают, а все внимание уделяется сокращению выбросов.

Плохие новости поступали и до COP28: несколько недель назад ОЭСР объявила, что финансирование адаптации сократилось на 14% в период с 2020 по 2021 год. Затем на CОР28 были объявлены взносы в Адаптационный фонд . Показатели Франции и Германии такие же, как на СОР27, а США, ЕС, Великобритания и Япония еще не внесли свой вклад. Это не соответствует планам государств, два года назад в Глазго согласившихся удвоить финансирование адаптации к 2025 году.

Фестиваль лоббистов…

На улицах Дубая — рекламные щиты указывают на преимущества ветроэнергетики, климатические амбиции и проекты нефтегазовых компаний по улавливанию СО2. В течение первой недели переговоров команда исследователей, программистов и аналитиков Kick Big Polluters Out индивидуально перепроверяла открытые данные в отношении 84000 делегатов на предмет доказательств их интересов в области ископаемого топлива. 

Оказалось, что в COP28 участвует 2456 человек из индустрии угля, нефти и газа – абсолютный рекорд! Если бы они были страной, то составили бы третью по величине делегацию климатических переговоров.

…и ярмарки краски

СОР28 по яркости напоминает ярмарку. Хозяева саммита нынешнего года умело используют спецэффекты. Чего стоит один только интерактивный фон зала пленарных заседаний в секунды превращающий помещение для переговоров в огромный аквариум. 

Собственные павильоны на климатическом саммите заимели даже самые ленивые…. Он есть даже у Космического агентства, а ОАЭ организовало Саммит лидеров космических агентств. 

СОР28 берет еще и количеством: в первую неделю работы в Дубае было объявлено о восьми неофициальных соглашениях – деклараций и хартий по климату и здравоохранению, сельскому хозяйству и продовольствию, по утроению возобновляемых источников энергии и др. 

Но под видом вполне себе мирных инициатив неожиданно для многих на СОР 28 возникло соглашение об утроении ядерной энергетикиДвадцать две страны обязались коллективно утроить свои мощности ядерной энергетики к 2050 г. по сравнению с уровнями 2023 г.  Наблюдатели за переговорами называют эту инициативу климатически недружественной. Они уверены, что атомная энергия слишком дорога и опасна, она не поможет решить проблему изменения климата, а только создаст новые проблемы для людей и планеты.

На СОР28 появилась и еще одна «одиозная» инициатива — Хартия по декарбонизации нефти и газа (Oil & GasDecarbonization Charter, OGDC). Всего инициативу поддержали 50 нефтегазовых компаний. В том числе SaudiAramco (Саудовская Аравия), ADNOC (ОАЭ), SOCAR (Азербайджан), Bapco Energies (Бахрейн), «КазМунайГаз» (Казахстан),

«Узбекнефтегаз» (Узбекистан), ExxonMobil (США), Shell (Великобритания), Eni (Италия), TotalEnergies SE(Франция), а также российский «Лукойл». 

Международные экологические группы раскритиковали обещания нефтяных компаний. Они назвали их «дымовой завесой, отвлекающей от реальности, где необходимо постепенно отказаться от нефти, газа и угля».

И о скандалах. Президента СОР28 Султана Ахмед Аль-Джабера подозревают в использовании климатической конференция для заключения сделок по нефти и газу. До этого обсуждалось, приедет или не приедет приглашенный главой ОАЭ президент Сирии Башар Асад.  После этого — визит в ОАЭ президента России Путина, против чего вышли протестовать многие активисты.

В пятницу начинается вторая неделя климатических переговоров. А вкопанный в нефтеносные пески Дубай как бы намекает своим видом на то, что все в мире продается и покупается. Но мы знаем, что нельзя купить здоровье, как и климат. Снизить влияние на климат, подготовиться и адаптироваться к изменению климата все еще можно и на это нужны деньги. И не последнюю роль в этом могут сыграть участники COP28, если хорошо поработают во вторую неделю переговоров. 

Read Entire Article