О «боевых пингвинах», нефти и войне

4 months ago 22

В рамках климатической конференции в Дубае СОР28 в павильоне Украины прошло мероприятие «Как изменение климата влияет на жизнь Антарктиды и мира», сообщает бюллетень «Меньше двух градусов». Обсуждение вышло за рамки проблем Южного полюса. Ученые и активисты говорили не только об аномалиях в Антарктиде, но и о нефти и газе в Арктике, а также — связи изменения климата с войной.

Украина входит в число 30 государств, владеющих метеорологическими станциями в Антарктиде, поэтому украинские ученые – активные участники международных климатических исследований, — рассказывает представитель официальной делегации Украины на СОР28, глава украинской делегации в Межправительственной группе экспертов по изменению климата (МГЭИК) Свитлана Краковска (Svitlana Krakovska). 

На принадлежащей Украине антарктической исследовательской станции Vernadsky Research Base ведутся самые продолжительные непрерывные метеорологические наблюдения в Антарктиде — с 1947 года, когда станция была еще британской. Станция стала одной из первых в Антарктиде, многолетние исследования на ней позволили еще в начале нынешнего века сделать вывод о значительной тенденции к потеплению. На южном полюсе уменьшилась величина экстремально низких температур.

О климатических аномалиях, зафиксированных на украинской арктической станции, во время прямого включения из Антарктиды рассказал сотрудник Национального Антарктического научного центра Вадим Ткаченко (VadimTkachenko). 

По данным украинских метеорологов, 3 июля 2023 г. была зафиксирована самая высокая за все годы наблюдений температура воздуха зимой  +8,7°С. А самая низкая температура воздуха в 2023 г. составила всего -13,8°С. При этом ранее показатели находились в диапазоне от -15 до  -30°С, а в 1958 году температура опускалась до -43,3°С.

Самый высокий уровень снега – 3,5 метра — был зафиксирован на станции Вернадского в ноябре 2022 г. Почти на полметра выше предыдущего максимума. И это при том, что зафиксированные в декабре 2021 года 3 метра тоже были рекордными. Такой уровень снега позволил пингвинам гулять по крышам научной станции. 

Как уровень снега связан с температурными аномалиями? Поясняет метеоролог Анастасия Чигарева (Anastasia Chihareva): из-за теплой зимы в атмосфере сохраняется больше влаги, а это приводит к более интенсивным осадкам. 

По словам Анастасии, рекордно низким в последнее время был и уровень морского льда в Антарктиде. Это негативно влияет на обитателей южного полюса. К примеру, в этом сезоне из-за отсутствия плавучего льда у тюленей возникли проблемы с вынашиванием потомства, а теплолюбивые субантарктические пингвины заняли больше мест для гнездования.

Участники организованного в павильоне Украины мероприятия отметили, что на СОР28 всем странам необходимо активизировать усилия по предотвращению и смягчению последствий изменения климата. Но вместо этого некоторые страны сосредоточены на разрушении и войне.

Последствия российской войны в Украине ощущаются за тысячи километров от линии фронта: Антарктида, где проходит 28-я Украинская Антарктическая исследовательская экспедиция, официально является демилитаризованной зоной, однако война влияет на ее исследовательскую программу — во время одной из бомбардировок пострадал научный центр в Киеве. А на украинской станции Вернадского — нехватка персонала, вызванная войной. Участникам мероприятия демонстрировали фотографии «боевых пингвинов»: метеорологов, которые вместо исследовательских экспедиций вынуждены были уйти на фронт.

Свитлана Краковска говорит, что существует прямая связь между изменением климата и войной. «У России много денег от ископаемого топлива, и это ископаемое топливо делает войну возможной».

Эту мысль подтверждает в своем выступлении «Нефть и газ: добыча ископаемого, там, где изменение климата наиболее очевидно» Клара Бутц (Klara Butz) из Urgewald (Германия). Она рассказала о “Global Oil & Gas Exit List” (GOGEL) — базе данных, охватывающей сейчас 1600 нефтегазовых компаний. Эта база раскрывает реальные планы компаний по расширению добычи и переработки нефти и газа. 

Представитель Urgewald озвучила данные: общий объем добытой в Арктике нефти в 2022 г. составил 4010 млн баррелей нефтяного эквивалента. Большинство добыто компаниями из России. Только Газпром выкачал из Заполярья 2107,8 млн баррелей нефти. Клара Бутц называет «нефтегазовой экспансией Арктики» и открывает одну из «горячих точек» на карте  —  «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ 2».

По ее словам, ископаемое топливо не только обеспечивает деньги на войну, но и уничтожает ресурсы для выживания коренных малых народов российского Севера, теряющих территории традиционного проживания.

Эксперты Urgewald пришли к выводу, что нефтегазовые проекты являются не только крупными источниками выбросов парниковых газов. Они также могут спровоцировать или усугубить насильственные конфликты, загрязнить окружающую среду или нанести вред местным сообществам.  Многие проекты настолько вредны, что представляют репутационный риск для финансовых институтов, финансирующих добывающие компании.

«Мы анализируем планы расширения компаний и определяем точную долю ресурсов, которые превышают сценарий МЭА. Результат наших расчетов действительно пугает: более половины краткосрочных планов расширения нефтегазовых компаний не соответствуют курсу по чистым нулевым выбросам, предложенному МЭА. Поэтому мы хотим напомнить: сохранение этих ресурсов нефти и газа в земле — это минимум того, что необходимо для поддержания достижимых 1,5°C», — говорит Клара Бутц.

Read Entire Article