По зову Москвы. Раньше мигранты были нужны, чтобы москвичи могли жить красиво. Теперь они нужны, чтобы москвичи просто могли жить

6 months ago 24

Фото: Andrey Rudakov / Bloomberg / Getty Images.
По данным МВД, только за первые шесть месяцев 2023 года в России на миграционный учет встали 7,5 млн человек, за прошлый год — почти 17 млн, а за 2021-й — больше 13 млн. Больше всего трудовых мигрантов в 2022 году приехало из Узбекистана (630 859 человек), Таджикистана (349 357), Киргизии (172 591), Армении (47 337) и Казахстана (34 783). И это только официальная статистика, нелегалов она не учитывает, а их в нынешней российской мутной воде тоже, конечно, немало.
Чаще всего приезжие направлялись в экономически привлекательные Москву и Подмосковье, меняя их облик.
Мигранты, носители иной, незнакомой культуры, перекраивают устоявшиеся традиции, быт города, вынуждают местных менять привычки. Это заметно даже в мелочах. Например, в любом супермаркете в отделе «мясо» вы сегодня непременно найдете халяльную продукцию, а в любом спальном районе — отдельный маленький магазин «Халяль». На окраинах Москвы и ближайшем Подмосковье в недорогих окраинных ЖК появляются молельные дома, которые верующие нередко оборудуют прямо в квартирах. Рядом налаживается торговля женской мусульманской одеждой. Кстати, об одежде: теперь не во всех районах девушки (местные) дерзнут пройти в мини-юбке. Не то чтобы страшно — «нахабинские шорты» тут скорее исключение, — а, пожалуй, неуютно. Цоканье языками, пара фраз повышенным тоном, которыми перебросятся эти два парня у тебя за спиной… Есть новые реалии, которые трудно не учитывать. Ну, во всяком случае тем, кто хочет жить в красивой и удобной «прекрасной Москве будущего».
Ведь мы привыкли уже, и очень быстро, что если в субботу в 23:55 нам захочется дыни с хамоном (ну ладно, не с хамоном, а с вяленым окороком), то непременно найдется расторопный человек с большим коробом за спиной, который притащит всё, что только пожелаешь. Не каждая мировая столица может похвастаться таким уровнем сервиса! Но много ли людей с той самой «славянской внешностью» среди тех, кто целый день снует по городу на разноцветных самокатах и велосипедах, занимаясь доставкой еды и прочих товаров? Много ли их среди работников такси (которое по-прежнему остается весьма востребованным и при этом доступным видом транспорта в Москве)? Дальше — больше. Кто берется за самую физически тяжелую, низкооплачиваемую работу, которой горожане даже не замечают? „

Кто за копейки метет с пяти утра дворы и моет подъезды, долбит лед, скребется под окном, когда еще не рассвело? Москвичи? Петербуржцы? Жители Воронежа или, может, Таганрога?
Отнюдь! Именно мигранты — основная рабочая сила коммунальных предприятий, а также мелких частных бизнесов, можно сказать, их кровь.
Получается, с одной стороны, население больших городов хочет жить красиво, а с другой — есть руководство страны, у которого совсем другие планы на жизнь населения. В эти планы «дружба народов», видимо, никак не укладывается, и вот нам, чтобы не скучали, нет-нет да и подбросят какую-нибудь кость в виде очередного случая бесчинства приезжих. Грызите! Грызитесь!
Вот, например, в июне на пресс-конференции сокрушался Валерий Фадеев, глава Совета по правам человека при президенте РФ. В какой-то подмосковной школе, рассчитанной на 500 учащихся (в какой конкретно, Фадеев не уточнил), 200 учеников — дети мигрантов. «Естественно, все из Средней Азии». И вот будто бы сперва в этой школе родители предложили организовать халяльное питание — ведь речь идет о мусульманских семьях. На это руководство пошло. Но дальше родители потребовали отменить новогодний утренник! Пояснив якобы, что Новый год — неприемлемый в мусульманской культуре праздник. «Родители-мигранты начинают предъявлять претензии к российской системе образования, — возмущался Фадеев. — К той, которая складывалась веками! В подобных случаях надо жестко стоять».
Действительно, чего с ними цацкаться, с этими родителями. Одним новогодние елки не нравятся, другим — уроки мужества. А надо просто «жестко стоять».
Тогда же Фадеев посетовал: около 75% детей мигрантов почти не знают русского языка, хотя в школе учатся. Из них 12% на русском не разговаривают вообще. Однако законных оснований отказать им в обучении нет — право на дошкольное и школьное образование закреплено в Конституции РФ.
Видите, какая опять прореха обнаружилась в Конституции.
Понятно, что хоть выступление Фадеева, хоть кейс с избиением бегуньи в Нахабино падают на очень благодатную почву нашего очень ксенофобного общественного сознания. Чтобы градус ненависти к приезжим начал снижаться, чтобы они хоть как-то интегрировались в российское общество, нужна огромная многолетняя работа — как с местным населением, так и с диаспорами. „

Но в том-то и дело, что этот «фактор ненависти» — очень удобный инструмент внутренней политики. Он был таковым всегда и по сей день остается, и всякой выборной кампании у нас предшествует очередной скандал вокруг приезжих.
Вот и нынешним летом и осенью антимигрантская истерия удивительным образом совпала с приближавшимся единым днем голосования — однако быстро вошла в клинч с текущей повесткой.
Взять того же Собянина: в свете надвигавшихся выборов он наверняка осознавал, что рассылка новых повесток вряд ли добавит ему популярности. Именно поэтому за московского Антошу и Пашу на СВО уезжают Урузбек и Майфулла. Антоша и Паша нужны городу живыми, румяными избирателями, весело тусующимися на верандах летних кафе или на каком-нибудь сверхтехнологичном урбан-форуме. А Урузбек и Майфулла городу просто нужны. И нагнетать ненависть к ним в данном раскладе по меньшей мере неразумно.
Еще в 2022 году столичный градоначальник сообщил, что в миграционном центре «Сахарово» развернут инфраструктуру для содействия Минобороны РФ в организации поступления мигрантов на военную службу. Ходят слухи, что он договорился с диаспорами. Диаспоры обещание выполнили. Без шума и громких скандалов в СМИ Москва закрыла свой план по отправке добровольцев. Повторить опыт мэра столицы уже пробуют другие регионы, но с меньшей сноровкой. Просто сложно вот так, на ходу переобуваться, когда ты всю дорогу говорил и делал одно, а теперь резко приходится менять риторику на, по крайней мере, уважительную, а если понадобится, то даже и заискивающую. Не сразу всё получается так изящно, как у хитрого Собянина, искушенного в интригах. Так, в сентябре оправдываться пришлось главе Калужской области Владиславу Шапше, после того как журналисты разведали, что мигрантам отказывают в получении гражданства РФ, если они уклоняются от подписания контракта с Минобороны. В ответ губернатор объяснил, что выходцам из-за рубежа всего-то лишь рассказывают о льготах, которые предоставляют мужчинам при подписании контракта, однако заключать его их вовсе не принуждают. Неверную трактовку происходящего Шапша связал с тем, что мигранты просто не понимают всех тонкостей великого и могучего. «Но тогда нам такие граждане не нужны. Надо сначала выучить русский язык», — бесхитростно резюмировал он.
Ну-ну. У калужского губернатора, кстати, в следующем году тоже выборы. Посмотрим, как за оставшийся год подтянется уровень русского у его будущих земляков.
Read Entire Article